УТВЕРЖДЕНЫ приказом министерства образования Новгородской области от 13.09. 2022 № 1192 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ
В соответствии со статьёй 53.4 Федерального закона от 08 января
1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Основная цель проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее СПТ), - выявить среди обучающихся лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению.
Аддиктивное поведение (англ. Addiction - зависимость, пагубная привычка) - саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния
с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.
Порядок проведения СПТ определён приказом Министерства просвещения Российской Федерации (далее Минпросвещения России)
от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» (далее приказ Минпросвещения).
При проведении СПТ используется единая методика (далее ЕМ), разработанная в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 года № 35). Правообладателем ЕМ является Минпросвещения России.
С учётом поручения Государственного антинаркотического комитета
с 2019-2020 учебного года использование ЕМ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации. Ответственность за сохранение аутентичности оригиналу методики, соответствие стандарту и порядку проведения несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию государственной политики в сфере образования.
ЕМ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).
ЕМ является опросником и состоит из набора утверждений.
ЕМ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
ЕМ применяется для тестирования обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.
ЕМ представлена в трёх формах.
Форма А-110 содержит 110 утверждений для тестирования обучающихся 7-9 классов.
Форма В-140 содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся 10-11 классов.
Форма С-140 содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Проведение СПТ с использованием ЕМ является неотъемлемым элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающим системное выявление обучающихся «группы риска».
По результатам СПТ, а также на основании полученных данных профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательные организации разрабатывают мероприятия по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в «группу риска», с учётом порядка проектирования профилактической работы, представленного в Методических рекомендациях по использованию результатов единой методики социального-психологического тестирования для организации профилактической работы
с обучающимися образовательных организаций.
Ограничения использования ЕМ.
ЕМ не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента.
ЕМ полностью или какая-либо её часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.
Перечень исследуемых показателей.
Факторы риска - социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение.
Качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума (потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, наркопотребление в социальном окружении).
Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения
(склонность к риску (опасности), импульсивность, тревожность, фрустрация).
Факторы защиты (протективные факторы) - обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска (принятие родителями, принятие одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, самоэффективность).
Принципы построения ЕМ.
Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью ЕМ, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в СПТ, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2007 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Добровольность. СПТ обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в СПТ (далее информированное согласие). СПТ обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающегося.
Достоверность. В ЕМ используется трёхступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
Принцип развития. По итогам использования ЕМ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.
Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения ЕМ должна соответствовать единому стандарту проведения.
Организация СПТ обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Проведение СПТ обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы, носит рекомендательный характер (письмо Минпросвещения России от 05.08.2020 № ДГ-1255/07
«О направлении информации»).
Порядок проведения СПТ.
Перед СПТ от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, необходимо получить информированное согласия на участие в СПТ в 2022-2023 учебном году по форме согласно приложению № 2 к настоящим методическим рекомендациям либо информационный отказ от участия в СПТ по форме согласно приложению № 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Информационное согласие на участие либо информационный отказ от участия в СПТ в 2022-2023 учебном году обучающихся, не достигших возраста 15 лет, необходимо получить от одного из их родителей (законных представителей) по форме согласно приложениям № 4, № 5 к настоящим методическим рекомендациям.
СПТ обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в СПТ в 2022-2023 учебном году. СПТ обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из их родителей (законных представителей).
Организационно-техническое сопровождение СПТ обеспечивает комиссия, созданная в образовательной организации в соответствии
с Порядком, утверждённым приказом Минпросвещения России от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» (далее комиссия).
СПТ проводится в компьютерной (электронной) форме.
При проведении СПТ в компьютерной форме используется электронное приложение для проведения СПТ, разработанное ГОБУ НОЦППМС. Инструкция по использованию приложения для проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в электронной форме (далее Инструкция) представлена в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Для каждого обучающегося, принимающего участие в СПТ, проводимого в компьютерной форме, должно быть предусмотрено отдельное рабочее место, оборудованное компьютером. На каждом компьютере должно быть заранее установлено указанное выше электронное приложение для проведения СПТ.
Требования по соблюдению конфиденциальности СПТ.
СПТ проводится конфиденциально и не предполагает представление персональной информации о его результатах в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Перед началом СПТ каждый обучающийся получает индивидуальный код (номер), под которым он будет отвечать на вопросы. Наличие кода позволит идентифицировать обучающихся для адресного получения результатов в целях оказания психолого-педагогической помощи и обеспечения коррекционного сопровождения обучающихся, попавших
в «группу риска».
Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Необходимо:
обеспечить детализацию правил работы с конфиденциальной информацией в локальных нормативных актах образовательной организации и ознакомление с ними работников под подпись;
определить круг работников образовательной организации, имеющих различные уровни доступа к результатам СПТ.
За разглашение персональных данных наступает ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации.
Хранение файлов с результатами СПТ предполагает ограничение несанкционированного доступа к ним.
Инструктаж обучающихся, участвующих в СПТ.
Перед началом СПТ члены комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в СПТ, в том числе информируют об условиях СПТ и его продолжительности.
Инструкция по обращению психолога к обучающимся должна быть воспроизведена без изменений и дополнений:
«Каждый человек в жизни сталкивается с трудностями, рисками, но все их преодолевают по-разному.
В условиях трудных жизненных ситуаций нужно проявлять психологическую устойчивость. Научиться этому можно, если хорошо в себе разобраться.
Тест выявит степень вашей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. И чем откровеннее будут ваши ответы, тем точнее вы получите результат. Конфиденциальность личных данных гарантируется».
Порядок передачи результатов СПТ.
По завершении СПТ, проведённого в бланковой форме, результаты СПТ группируются по классам (группам), в которых обучаются обучающиеся, упаковываются в пакеты, лицевая сторона которых оформляется в соответствии с пунктом 13 приказа Минпросвещения России, и представляются вместе с актом передачи результатов СПТ
в ГОБУ НОЦППМС в течение трёх рабочих дней со дня проведения СПТ.
По завершении СПТ, проведённого в компьютерной форме, результаты СПТ (файл Excel - смотрите пункт 4 Инструкции), переносятся на внешний носитель, упаковываются в пакет, лицевая сторона которого оформляется
в соответствии с пунктом 13 приказа Минпросвещения,
и представляются вместе с актом передачи результатов СПТ по форме согласно приложению № 6 к настоящим методическим рекомендациям и итоговые акты результатов СПТ по форме согласно приложениям № 7, № 8, № 9, № 10 к настоящим методическим рекомендациям в ГОБУ НОЦППМС в течение трёх рабочих дней со дня проведения СПТ.